КОЛЫМУ ЗОВУТ... МЕДНЫЕ ТРУБЫ?
Понедельник, 21 января,
2008 г
.
В статье от 14.04.06 "Уходит металл. Как песок сквозь пальцы" уже поднимался вопрос об использовании на территории нашей области полиметаллов, таких, как олово, цинк, свинец, вольфрам, молибден, медь, рений, цирконий, тантал, ниобий
и другие, которые на сегодняшний день остаются невостребованными.
Речь идет о миллиардах рублей, которые могли бы пополнить федеральный и областной бюджеты от их добычи. Но как вчера, так и сегодня колымские горняки продолжают отдавать предпочтение золоту и серебру, хотя цены и на полиметаллы в последние годы тоже резко подскочили. Проблему освоения добычи полиметаллов во время совещания с недропользователями (16 ноября прошлого года) поднял губернатор Магаданской области Н. Н. Дудов.
Не всегда на Колыме добывали только серебро и золото. Начиная с сороковых годов вплоть до 1995 года на месторождениях Среднеканского, Тенькинского и Омсукчанского районов было добыто 69 тысяч тонн олова. В Омсукчанском районе добыча велась на 27 рудных месторождениях («Галимое», «Невское» и др.), на Теньке - «Бутыгычаг», «Урчан», на Среднекане - им. Лазо и других. В период с 1947 по 1954 год на Верхне-Сеймчанском месторождении было добыто 744 тонны кобальта. Более тридцати тонн селена извлечено из оловорудного месторождения «Невское» (Омсукчанский район). Были попытки добыть медь. В 1937 году на месторождении «Опыт» в Среднеканском районе проведена пробная плавка, благодаря которой получили черновую медь. Правда, дальше дело не пошло.
На Колыме есть большие перспективы по обнаружению рудопроявлений меди, железа, молибдена. Месторождения железа находятся на территории Северо-Эвенского района, граничащей с Омсукчанским. Там выявлен Южно-Омолонский железорудный район с прогнозными ресурсами железа около 800 миллионов тонн.
- В феврале состоится совещание, - сказал начальник департамента природных ресурсов администрации Магаданской области В. Н. Проказин, - на котором будет рассмотрен вопрос освоения месторождений олова, меди, вольфрама и молибдена. Цены на эти металлы в последние годы резко поднялись на мировом рынке. Например, если в 2005 году тонна олова стоила 7135 долларов, то в 2007-м -13737,5 доллара. Олова на Колыме много - 66 коренных месторождений. Общее количество разведанных запасов составляет около 52 тысяч тонн, прогнозные ресурсы - 279 тысяч тонн. Крупная оловянная провинция (11 месторождений) находится в Омсукчанском районе. Немаловажным фактом является то, что на части этих месторождений в прошлые годы уже велась добыча. Для того чтобы ее возобновить, предстоит решить ряд серьезных проблем, таких, как строительство дорог, линий электропередачи.
Помимо олова, на нашей территории имеются большие запасы меди. Самое крупное рудопроявление - «Ороек» (Среднеканский район), где находятся сразу пять месторождений. Это «Лучистый», «Опыт», «Зеленый», «Пласт» и «Невидимка». За последние два года цена на этот стратегический металл поднялась в два раза и составляет 6763 доллара за тонну. Как и олова, меди на Колыме более чем достаточно. «Ороек» хранит в своих кладовых около 11 миллионов тонн, еще 4 миллиона тонн ждут своего часа в Медьгорском месторождении (Северо-Эвенский район).
На территории области находятся 20 рудопроявлений молибдена, прогнозные ресурсы которого составляют более миллиона тонн. Этот металл высоко ценится на мировом рынке. За него дают 70 долларов за килограмм. Для сравнения: в 2005 году килограмм этого металла стоил 46 долларов. На месторождениях "Хрустальное" и "Вечернее" (Северо-Эвенский район) прогнозные ресурсы молибдена составляют 74 тысячи тонн, меди - 40 тысяч тонн, золота - 3,6 тонны и редкого металла рения - 13 тонн.
На рении стоит остановиться отдельно. Сегодня его в мире в год добывают не более двух тонн. А у нас его целых тринадцать... Рений намного дороже золота и платины. Этот редкий металл есть не только на Колыме, но и на соседней Камчатке, где его в большом количестве (десятки тонн) обнаружили в жерлах вулкана. Россия богата на этот редкий металл, который используется в космических технологиях. Но у нас он практически не добывается. Помимо рения, в месторождениях Среднеканского района присутствует цирконий, который применяется при изготовлении огнеупоров, керамики, в сталеплавильной отрасли. Есть в кладовых Колымы и такие редкие металлы, как тантал, ниобий и другие.
Большой интерес представляет полиметаллическое месторождение «Перекатное» (Северо-Эвенский район), где, помимо золота и серебра, есть медь, молибден и рений. После проведенного конкурса право на освоение этого месторождения получило ООО «Рудник «Кварцевый». Сейчас на «Перекатном» активно проводится геологоразведка.
- Наконец-то появились желающие заниматься добычей полиметаллов, - сказал В. Н. Проказин. - Хотя всего несколько лет назад никто даже не заикался об этом. Такой интерес возник после резкого подорожания металлов на мировом рынке. Реальные подвижки в этом вопросе произойдут после того, как месторождения будут выставлены на конкурс. Пока могу сказать, что к полиметаллическим месторождениям в равной степени проявляют интерес как отечественные, так и зарубежные компании. Сегодня наша основная задача - подготовить месторождения, выставить их на конкурсы. Настала пора, помимо золота и серебра, добывать другие металлы.
Еще один пока не востребованный источник полиметаллов - серебряные концентраты, сплав Доре, который производят наши колымские предприятия. Помимо серебра и золота, в них есть другие металлы, однако они не извлекаются во время переработки. Например, в серебряной руде месторождения «Тидит», которое осваивает ЗАО «Серебряная компания», присутствуют свинец и цинк. По идее их извлечение могло бы принести компании дополнительный доход. Но это теория. На практике все происходит иначе.
- Сегодня извлечением полиметаллов из руд концентратов на территории Российской Федерации никто не занимается, - сказал директор ЗАО «Серебряная компания» В. Г. Шулев. - Но так было не всегда. В советские времена в Усть-Каменогорске (Казахстан) существовал свинцово-цинковый завод, который перерабатывал полиметаллические концентраты. Работал такой завод и в Дальнегорске (Дальний Восток). Комплексная переработка серебра в СССР решалась успешно, так как все ресурсы принадлежали государству. Нынче основная часть природных ресурсов в руках частных компаний, которых привлекают только драгметаллы.
ЗАО «Серебряная компания» отправляет концентраты на завод "Уралэлектромедь", который специализируется на переработке медных концентратов. Свинец и цинк там не извлекаются.
- Эти металлы в процессе пирометаллургии просто уходят в шлак, - пояснил Владимир Геннадиевич. - Хотя вполне очевидно, что в случае их извлечения можно было бы получить дополнительную прибыль. Эта проблема касается не только «Тидита», но и того же месторождения «Гольцовое», где сегодня строится фабрика производительностью около 200 тысяч тонн руды в год. Судя по всему, там тоже будут получать серебряные концентраты, где присутствуют цинк, медь и свинец. Учитывая, что их извлечением никто не занимается, рано или поздно инвесторы, вложившие средства в освоение «Гольцового», столкнутся с такой же проблемой, что и мы. Хотя технологии, которые позволяют извлекать эти металлы, существуют.
- Цена на золото сегодня поднялась до фантастической высоты - 900 долларов за тройскую унцию. Рвутся вверх цены и на серебро. Понятно, что в этой ситуации компаниям куда выгоднее заниматься добычей и переработкой серебра и золота. Есть ли в таком случае смысл возиться с тем же цинком и свинцом?
- Есть. На мой взгляд, в этой обстановке происходит реальная потеря реальных металлов. Сегодня ввиду отсутствия технологии их переработки Государственный комитет по запасам разрешает списывать свинец и цинк из своих запасов пропорционально той руде, которую мы добыли. Но мы считаем, что их извлечение сегодня стало выгодным. Если появится перерабатывающее предприятие, наша компания готова отдавать свои концентраты на переработку. При больших объемах это может дать дополнительную прибыль. Чтобы начать переработку концентратов, нужны большие инвестиции. Чтобы их получить, необходима гарантия того, что тебе это сырье привезут. Я не исключаю, что в рамках наших экономических войн одна компания построит завод, а другая не даст ему работать, чтобы потом обанкротить и купить предприятие по остаточной стоимости. Увы, это реалии нашего времени.
- И каков, на ваш взгляд, выход из создавшегося положения?
- Пока у нас один выход - либо выбрасывать сопутствующие металлы в хвосты, как это сегодня делается, либо везти концентраты за рубеж, где налажена их полная переработка. Это может быть Япония, Китай или Швейцария. Им нужны наши металлы, и в первую очередь цветные. Но я думаю, что рано или поздно и у нас будет построен свой пирометаллургический завод. Цены-то на металлы растут, стало быть, выгода очевидна. Особенно такой завод нужен для нашего региона, богатого полиметаллическими рудами.
- Почему вы свой серебряный концентрат направляете на "материк", хотя под боком есть КАЗ?
- Наш концентрат слишком беден, содержит всего один процент серебра. У КАЗа нет линии для доработки, то есть повышения процентного содержания серебра в концентрате, поэтому предприятие не берется за его переработку.
- Несмотря на столь бедное содержание в концентрате, вы тем не менее осваиваете «Тидит», стало быть, есть смысл...
- Безусловно. Экономические расчеты показывают, что будущее у предприятия есть. Когда в 2004 году мы пришли на это месторождение, первичные запасы составляли всего 200 тонн серебра. В настоящее время мы столкнулись с тем, что необходимо увеличить запасы на перспективу. В прошлом году провели геофизические исследования флангов месторождения. В этом году намерены провести буровые работы. Это позволит прирастить запасы месторождения еще на 50 - 100 тонн.
В прошлом году ЗАО «Серебряная компания» добыло 35 тысяч тонн руды, что соответствует намеченному плану. Это позволило получить серебра в товарном концентрате около 14 тонн. На предприятии сегодня трудятся 140 человек. Благодаря компании МТС у них появилась возможность без всяких проблем связываться с областным центром. Непосредственно на руднике используются спутниковый телефон, радиостанция, установлена прямая связь между рудником, фабрикой и поселком Дукат.
Похоже, «Тидит» - это только начало. В прошлом году компания приобрела рудное месторождение "Терем", которое находится в шестидесяти километрах от «Тидита», с прогнозными запасами 700 тонн серебра. В этом году там начнет проводиться геологоразведка. Руководство предприятия надеется, что прогнозные ресурсы подтвердятся. Технология существующей фабрики позволяет перерабатывать руду из "Терема". Сегодня рассматриваются два варианта освоения месторождения - строительство фабрики непосредственно на «Тереме» и строительство возле старой фабрики, используя уже полученный опыт переработки.
Свинец и цинк есть в рудах не только «Тидита», но и «Лунного», «Джульетты», «Дуката». Когда работал Дукатский ГОК, на его балансе числились эти металлы, которые успешно извлекали вплоть до 1997 года, пока ГОК не прекратил свою деятельность. Концентрат направляли в Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат. Тогда концентрат шел как флюс к основной руде. Сам же Дукатский ГОК никакой прибыли за него не получал. Сегодня ситуация изменилась - Государственный комитет по запасам разрешает списывать свинец и цинк с баланса. А нет металла, стало быть, нет и проблем...
В феврале в администрации Магаданской области состоится важное для нашей территории совещание, где будет рассмотрен вопрос о добыче полиметаллов. И если вчера эта тема ни у кого из добывающих компаний не вызывала интереса, то сегодня, после резкого скачка цен, ситуация кардинально изменилась. Совсем скоро месторождения полиметаллов после подготовки будут выставлены на аукцион. Ими уже заинтересовались как отечественные, так и зарубежные инвесторы. Если на территории Магаданской области начнется добыча олова, меди, вольфрама и молибдена, то это может внести существенные изменения в добычную отрасль региона.
На Колыме послышался зов медных и оловянных труб. Кто его подхватит?
Виталий ХОЛОИМОВ.
|
Комментарии
——————
http://thelifewoman.com/ | лёгкие причёски на каждый день. Цитировать
RSS лента комментариев этой записи.