Местные жители из разваливающегося посёлка, стоящего в 3-х км ниже аварийного хвостохранилища, уже несколько лет безуспешно добиваются переселения.
29 августа случилась авария - дамба переполненного ливнями хранилища отходов разрушилась и тонны пульпы (обработанной химикатами измельчённой горной породы) хлынули на посёлок - погибли 2 человека, уничтожено 8 частных домов, повреждены 3 многоквартирных дома, смыты подсобные хозяйства половины жителей посёлка и разрушена единственная котельная. В посёлке постоянно проживает около 400 человек. Ещё прописано и имеют собственность 200. А НЕ 57, как сообщали СМИ!!!
После этого жить в Карамкене не только некомфортно, но просто невозможно.
|
После того как на фоне стремительно развивающихся в Карамкене трагических событий представители власти относительно открыто давали оперативную информацию, настало время реакции – успокоения себя и руководства в Центре, обвинения журналистов в нагнетании паники, дозирования информации, бодрых рапортов о том, что «ситуация под контролем, дамба восстановлена, опасности загрязнения нет». Средства массовой информации, вторят официальным докладам.
Однако содержание этих оптимистических сообщений о благополучном завершении Карамкенской истории сильно отличается от того, что говорят люди, которые так и остались жить рядом с разрушившимся хранилищем отходов металлургического комбината.
«Нам сказали, что десять лет – и циан разлагается, но когда я работала на ГОКе, нам говорили, что циан ни в коем случае не разлагается, он только накапливается, и в организме тоже. Я не химик, но я восемнадцать лет проработала на фабрике аппаратчиком сорбции, и хорошо помню все эти процессы, знаю, что такое циан, что такое кислота синильная… И как можно не беспокоиться - я не знаю. А пенсия мизерная, работать на Карамкене негде, ведь посёлок создавался при комбинате, мы и приехали сюда сорок лет назад, чтобы работать на севере, на ГОКе. Комбинат закрылся, а мы остались без работы. Уехать не смогли, потому что некуда и средств нет. А теперь совсем всё рухнуло. Огород мой уплыл. Теплицы, огурцы, помидоры, картошка – это ведь единственный заработок тут. За это и держались.» - говорит пенсионерка Надежда Михайловна Митько.
Газеты и электронные СМИ, ссылаясь на информацию, поступающую из официальных источников, пишут, что вода в реке Хасын не представляет угрозы для жизни и здоровья людей, в воде содержится только взвесь минеральных микрочастиц, которая придает ей мутный вид.
Специалисты Магаданского НИИ рыбного хозяйства и океанографии сообщают, что выброса мёртвой рыбы на берегах рек Хасын и Армань не зафиксировано, в воде имеется кормовая база для молоди лососёвых. А результаты анализа проб овощей с частных огородов и теплиц посёлка Карамкен показали, что овощи можно есть без опасений.
В то же время по сообщению Роспотребнадзора, прозвучавшему 5 сентября, говорилось, что содержание свинца в пробах грунта из Карамкена превышает предельно допустимые концентрации.
Заведующий лабораторией геологии нефти, газа и геоэкологии СВКНИИ ДВО РАН, доктор геолого-минералогических наук Владимир Глотов, много лет изучает карамкенское хвостохранилище, подтверждает, что, пульпа из хвостохранилища, хлынувшая с потоком воды в пос. Карамкен и реку Хасын, содержит медь, свинец и другие тяжелые металлы. "Там жить нельзя. Хвостохранилище необходимо рекультивировать», - говорит он.
Нигде не упоминается о том, что Колымский аффинажный завод в течении 6 лет использовал хвостохранилище для сброса жидких отходов своего производства. На основании договора, заключённого между заводом и администрацией Хасынского района ежегодно в хвостохранилище сливалось полторы тысячи кубометров отходов, содержащих марганец, медь, мышьяк и ртуть.
Верхняя секция хвростохранилища, куда непосредственно сбрасывал отходы аффинажный завод, в день аварии пострадала меньше нижней, но сквозь неё из ручья Туманного в р.Хасын и дальше в нерестовую р.Армань и сейчас продолжает течь поток воды, размывая слои серо-зелёной пульпы, пропитанной химикатами. Никого так же не заботит, что на верхней дамбе хвостохранилища продолжает оставаться свалка химических отходов, брошенных там пятнадцать лет назад Карамкенским ГОКом и совсем свежие химикаты, вываленные на дамбу неизвестно кем. Впрочем, при желании установить владельца токсичных промышленных отходов не сложно – не слишком много предприятий в окрестностях используют в своём производстве такие химикаты, - просто команды пока не поступило.
Для того, чтобы направить Туманный в искусственное русло, расчищен от металла и заваливших его деревьев водоотводноый канал, засыпан грунтом разрушенный борт хвостохранилища, но ручей, прорвавший ограждение отстойника, продолжает течь сквозь него. Действия, которые сейчас предпринимаются для «ограждения хвостохранилища от окружающей среды» - значимых результатов не приносят. Вода продолжает размывать отходы.
«Борт руслоотвода отсыпали, но ручей Туманный так и течёт через эти грязные озёра и так же продолжает это всё вымывать. Этот поток метра два или три шириной идёт через первое грязное озеро, затем через второе и прорвавшуюся дамбу. И вся эта муть до сих пор льётся в реку. У меня отец на ГОКе работал, они постоянно за этим местом следили, потому что там постоянно был провал, проседала почва. И то место, что сейчас засыпали – оно снова проваливается. Нижнюю дамбу размыло ещё больше», - рассказала сегодня, 9 сентября, жительница Карамкена Елена.
В понедельник в Магадан приехали специалисты из Хабаровска – будут разрабатывать план ремонта разрушенных элементов хвостохранилища. Работа обойдётся в десятки миллионов рублей. Сколько потребуется времени на ремонт, пока не известно. Проведения полной рекультивации хвостохранилища, как того требует российское природоохранное законодательство, никто пока не планирует. Впереди – зима, за ней придёт весенний паводок и тающий снег с окрестных сопок потечёт в разрушенные отстойники.
Даже после ремонта руслоотвода и дамбы в месте прорыва, опасность повторной аварии на хвостохранилище будет существовать. В водохранилище р.Туманного, расположенного выше хвостохранилища, аккумулируется вода их 3-х ручьёв, а в борту руслоотвода и опорной дамбе существуют и другие слабые места, где постоянно, на протяжении десятков лет протекает вода. Эти места в будущем так же могут оказаться размытыми и разрушенными.
Что на самом деле произошло с реками Хасын и Армань: выживут ли мальки лососей из икры этого года, придёт ли на нерест рыба – это будет видно только в следующем году. Летом на Карамкене бывают и жаркие и ветреные дни. Мельчайшая рудная пыль, теперь не покрытая ни водой, ни растительностью, высохнет и полетит на посёлок. Тогда от опасности лёгочных и онкологических заболеваний отмахнуться не получится.
Закрывать глаза на эти опасности недопустимо. Необходимо радикально решать проблему – выселять людей из посёлка и проводить полную рекультивацию хвостохранилища, до такого состояния, чтобы оно не представляло опасности ни для людей, ни для природы.
***
По сообщению, размещенному на официальном сайте областной администрации (http://www.magadan.ru/), 4 сентября утверждена областная адресная программа «Переселение граждан Магаданской области из аварийного жилищного фонда в 2009 году с привлечением средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Переселения граждан из посёлка Карамкен этой программой не предусмотрено.
Безусловно сеяние паники среди населения - недопустимо.
Но игнорировать реальную опасность, как это делалось на протяжении многих лет - это преступление!
09.09.09
Москвина Ольга
Исполнительный директор
Общественной организации
«Магаданский центр окружающей среды»
89025089397
|