arrowГлавная arrow Гарантии экологической ответственности arrow Страхование экологических рисков. Стимулы для ТНК 19.04.2016 г.  
  
Навигация сайта
Главная
------------------------------------
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОЛИТИКИ экологической и социальной ОТВЕТСТВЕННОСТИ горнодобывающих компаний
----------------------------------------
Регионы
----------------------------------------
Воздействие на окружающую среду
----------------------------------------
Гарантии экологической ответственности
----------------------------------------
Общественное сопровождение проектов
----------------------------------------
Общественная эффективность
----------------------------------------
Фотоальбом
Ссылки
Файлы
----------------------------------------
Вход для авторов
Страхование экологических рисков. Стимулы для ТНК Версия для печати Отправить на e-mail
Написал admin   
19.09.2009 г.

ЖУРНАЛ «СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО»
Страхование экологических рисков (экологическое страхование) - один из механизмов, который позволяет не только компенсировать вред, нанесенный природным объектам, здоровью населения, но и способствует предупреждению негативных экологических последствий хозяйственной деятельности транснациональных компаний через аккумулирование и эффективное распределение средств для природоохранных инвестиций.

В течение последних 10-15 лет экологическое страхование становится все более распространенным во всем мире: растет емкость национальных рынков страховых услуг в области охраны окружающей среды и природопользования, расширяется спектр страхуемых экологических рисков. С переходом к рынку большой интерес к этой отрасли страхования возник в Российской Федерации, в первую очередь, как к источнику дополнительного негосударственного финансирования природоохранных мероприятий, затрат на ликвидацию последствий загрязнения окружающей среды и выплат компенсаций пострадавшим сторонам.

Согласно действующему законодательству, предприятия и организации любой формы собственности обязаны из своих средств не только в полном объеме компенсировать ущерб, вызванный загрязнением окружающей среды, но и предотвращать возникновение нового. Однако у многих хозяйствующих субъектов, в том числе и транснациональных компаний, отсутствуют необходимые средства (или побудительные мотивы) и на модернизацию производства, и на устранение, и на смягчение негативных последствий своей деятельности. Бюджетные же ассигнования на природоохранные нужды покрывают лишь незначительную часть затрат, необходимых для осуществления предупредительных, защитных и восстановительных мероприятий. Последствия такого «управления» печальны. Продолжается интенсивное загрязнение окружающей среды и истощение природно-ресурсного потенциала страны. А неблагоприятная экологическая ситуация, сложившаяся на значительной части территории России, и ее продолжающееся ухудшение приобрели «статус» угрозы национальной безопасности страны.

На сегодняшний день ключевым вопросом развития системы экологического страхования в Российской Федерации является вопрос о недостаточности стимулов для потенциальных страхователей обращаться к страховщикам по проблемам обеспечения защиты их имущественных интересов. Однако даже если в России будет введено в обозримом будущем обязательное экологическое страхование (чему политический контекст не способствует), в отсутствие необходимых социально-экономических предпосылок этот механизм не будет реально работать. Вот почему представляется целесообразным сосредоточиться на иных способах воздействия на поведение хозяйствующих субъектов - потенциальных причинителей вреда окружающей среде.

На основе проведенного анализа можно выделить следующие основные направления развития экологического страхования в Российской Федерации:

· совершенствование нормативной правовой базы в области ответственности за причинение вреда окружающей среде и страхования экологических рисков;

· создание реальных экономических стимулов для развития экологического страхования через изменения налоговой политики;

· усиление контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов - потенциальных причинителей вреда окружающей среде как со стороны государственных органов, так и со стороны общественности, включая профсоюзные организации;

· повышение экологической сознательности всех заинтересованных сторон;

· повышение осведомленности о выгодах экологического страхования как инструмента обеспечения экологической безопасности всех заинтересованных сторон, основное внимание следует уделить популяризации экологического страхования среди законодателей, потенциальных причинителей вреда и в широких слоях общественности;

· совершенствование методологии оценки экологических рисков и ущербов, практическое применение уже разработанного инструментария;

· улучшение координации работы ведомств, занимающихся вопросами обеспечения безопасности населения и территорий, по развитию оценки и страхования экологических рисков;

· укрепление сообщества профессионалов в области экологического страхования с привлечением представителей страхователей.

Владимир БАШКИН,
главный специалист НИиПИ Экологии города, доктор биологических наук ,
Ольга ДЕМИДОВА,
ведущий специалист НИиПИ Экологии города

 

Добавить комментарий



Обновить

< Пред.   След. >
Случайное фото
med_Bircachan_camp.JPG

Кто на сайте
Сейчас на сайте:
Гостей - 5
Экспорт новостей
Наверх

Сайт поддерживается группой российских и международных неправительственных организаций Карта - 1 и 2