arrowГлавная arrow Общественная эффективность arrow На пути к прозрачности ресурсодобывающего сектора 19.04.2016 г.  
  
Навигация сайта
Главная
------------------------------------
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОЛИТИКИ экологической и социальной ОТВЕТСТВЕННОСТИ горнодобывающих компаний
----------------------------------------
Регионы
----------------------------------------
Воздействие на окружающую среду
----------------------------------------
Гарантии экологической ответственности
----------------------------------------
Общественное сопровождение проектов
----------------------------------------
Общественная эффективность
----------------------------------------
Фотоальбом
Ссылки
Файлы
----------------------------------------
Вход для авторов
На пути к прозрачности ресурсодобывающего сектора Версия для печати Отправить на e-mail
Написал admin   
19.09.2009 г.

На пути к прозрачности ресурсодобывающего сектора экономики и справедливого распределения прибыли.

 (The Quest for Extractive Sector Revenue Transparency and Revenue Sharing Equity)

В последние годы органы власти, некоммерческие организации (НКО), международные институты и частные компании во всём мире стали уделять все больше внимания тому, что существующие механизмы распределения прибыли от добычи нефти, газа и других минеральных ресурсов между добывающей отраслью и государством нуждаются в усовершенствовании.

 
 
Автор: ДагНорлен (Doug Norlen)
Директор программы (Policy Director)
Тихоокеанский центр защиты окружающей среды
(Pacific Environment)
 
25-03-2007
 
В последние годы органы власти, некоммерческие организации (НКО), международные институты и частные компании во всём мире стали уделять все больше внимания тому, что существующие механизмы распределения прибыли от добычи нефти, газа и других минеральных ресурсов между добывающей отраслью и государством нуждаются в усовершенствовании.
Не менее пристальное внимание привлечено к тому, как государством перераспределяются доходы, полученные от деятельности добывающих предприятий, что получает от добычи минеральных ресурсов общество в целом, а в особенности население, проживающее на территориях, находящихся в зоне воздействия добывающих компаний. Стремление тщательно изучать отчеты о доходах, которые получает государство от добывающих, компаний, продиктовано стремлением уменьшить коррупцию и предотвратить незаконный отвод денежных средств из правительственной казны на банковские счета нечистых на руку чиновников. В то же время наблюдается тенденция, согласно которой правительства требуют все большего увеличения своей доли в общем объеме прибыли, поступающей от реализации проектов минерально-сырьевой направленности. Многие эксперты, в том числе и в России, сегодня признают, что необходимо принимать меры против так называемой «голландской болезни» или «проклятия ресурсами»[1], чтобы доходы, полученные правительством от добывающих предприятий, были действительно использованы на благо общества.
 
Инициатива по развитию прозрачности в добывающих отраслях промышленности (Extractive Industries Transparency Initiative (EITI), со штаб-квартирой в Осло, в Норвегии, явилась новым механизмом, позволяющим усилить контроль над доходами добывающей отрасли. Эта организация ставит целью:
 
"Поддержать совершенствование системы государственного управления в странах, богатых природными ресурсами, посредством опубликования и проверки полного отчета о платежах, производимых компанией и доходах правительств от добычи нефти, газа и других полезных ископаемых. 
Создать многосторонне партнерство в развивающихся странах, чтобы повысить ответственность правительств перед гражданами".
 
EITI заявляет, что страны, внедряющие Инициативу, получают ряд преимуществ, таких, как большая экономическая и политическая стабильность и улучшение инвестиционного климата, поскольку поддержка Инициативы дает четкий сигнал инвесторам и международным финансовым учреждениям о том, что правительство готово к большей прозрачности и повышению качества системы управления.  Преимущества внедрения Инициативы для компаний и инвесторов заключаются в уменьшении политических и репутационных рисков. Политическая нестабильность, вызванная непрозрачным управлением, представляет серьезную угрозу инвестициям. В добывающих отраслях, где инвестиции капиталоёмки, и где получение отдачи зависит от долгосрочной стабильности, уменьшение рисков является преимуществом. Прозрачность платежей правительству может также помочь продемонстрировать, какой вклад вносят инвестиции компаний в развитие страны. Преимущества внедрения Инициативы для гражданского общества основаны на увеличении количества информации, ставшей общественным достоянием, о тех доходах, которыми правительства распоряжаются от имени граждан. Это сделает правительства подотчетными обществу и повысит степень доверия к ним.[2].
 
Чтобы успешно внедрить Инициативу по развитию прозрачности в добывающих отраслях промышленности, страна должна выполнить шесть условий:
·                                 Публиковать данные обо всех платежах, произведенных компаниями, и всех доходах, полученным правительством в доступной для всех, исчерпывающей и понятной форме;
·                                 Проводить постоянный независимый аудит платежей и доходов, полученных от деятельности предприятий добывающей отрасли;
·                                 Платежи и расходы должны сверяться независимым официальным лицом, заслуживающим доверия;
·                                 Обеспечить участие в этом процессе всех компаний, как частных, так и государственных, действующих в стране;
·                                 Обеспечить вовлечение представителей гражданского общества в разработку, мониторинг и оценку процесса;
·                                 Составить рабочий план, чтобы обеспечить устойчивое и непрерывное выполнение вышеперечисленных действий. План должен включать измеримые цели, график реализации и оценку потенциальных сдерживающих факторов.
 
Неправительственные организации в разных странах совместно продвигают эту инициативу EITI, осуществляя кампанию под общим лозунгом «Публикуйте сведения о том, за что платите» (Publish What You Pay[3]). Эта сеть организаций состоит из представителей развитых и развивающихся стран. Кампания направлена на то, чтобы убедить правительства и добывающие компании в необходимости проведения реформы системы распределения доходов от эксплуатации природных ресурсов.
 
В настоящее время ряд правительств и частных компаний поддерживают организацию EITI[4]. Через EITI доступ НПО к ведущим игрокам в добывающей отрасли и ее политике возрастает значительно быстрее, чем при обращении к ним через многие другие международные форумы. Увеличение интереса к участию в обсуждениях о справедливом распределении доходов, полученных от добывающих предприятий, предполагает, что подписание соглашений об открытости доходов будет иметь большую привлекательность для этих компаний, чем соглашения, обсуждаемые и подписываемые в рамках форумов, в которых участие людей ограничено.
 
В то же время члены сети «Публикуйте сведения о том, за что платите» обеспокоены тем, что соглашения, подписываемые компаниями с организацией EITI, не являются обязательными для обеих сторон, и в результате не могут служить основанием для предъявления требований или судебного иска в случае невыполнения обязательств. Члены этой сети также обеспокоены тем, что повестка дня организации EITI узконаправленна, поскольку связана только с доходами, которые добывающие компании выплачивают правительствам, а то, как правительства распределяют эти доходы невозможно проконтролировать. Кроме того, организация EITI акцентирует внимание лишь на доходах на макро уровне и не проводит мониторинг доходов и прибыли на микро уровне. Таким образом, из зоны внимания выпадают контракты на строительство и проведение работ, связанные с привлечением подрядчиков. Именно на этой стадии проектной работы наблюдается повышенная коррупция и перевод денег из добывающего проекта на другие цели.
 
Многие НКО обеспокоены также и тем, что организация EITI игнорирует договоры об иностранных инвестициях и не рассматривает их с точки зрения соблюдения принципа открытости. Такие механизмы, как соглашения о разделе продукции часто подразумевают наличие доли правительства в доходах предприятия. Эти механизмы также могут идти вразрез с законами и требованиями о защите окружающей среды и социальном обеспечении населения страны, на территории которой ведется деятельность по добыче минеральных ресурсов. И хотя многие правительства и компании участвуют в этой программе, тематическая узкая направленность организации EITI ведет к тому, что многие НКО начинают думать, что этот процесс «длиною - в милю, а глубиною - в дюйм».
 
Более того, организация EITI отслеживает распределение доходов только на уровне страны. Серьезным недостатком в данном случае выступает тот факт, что проблемы с добычей ресурсов как раз возникают на локальном - региональном и местном уровне. Приводя в качестве примера нефтегазовый сектор России, можно предположить, что вследствие своей узконаправленности EITI ограничилась бы обсуждением открытости и справедливости при распределении прибыли только на федеральном уровне, оставив без внимания проблемы, возникающие в регионах, где эти проекты собственно и реализуются. Яркий тому пример – неудачная попытка федерального правительства справедливо распределить доходы от нефтегазового сектора о. Сахалин между центральными и региональными властями. Горнодобывающий сектор в Сибири и на российском Дальнем Востоке – еще один пример того, что выделение добывающими компаниями части своей прибыли регионам и местному населению, оказавшемуся под воздействием добычи полезных ископаемых, очень непостоянно и неравномерно, и часто является не более, чем одноразовой дотацией местным жителям от компании для приобретения их поддержки.
 
Некоммерческие организации призывают EITI расширить сферу влияния и рассматривать отчеты об открытости и распределении доходов компаний так же на региональном и местном уровне. Преимуществом такой деятельности станет то, что потребностям развития местных сообществ будет уделено больше внимания. Требования местных и региональных сообществ в отношении распределения доходов от добычи ресурсов могут носить иной политический и социальный характер, чем требования со стороны федерального правительства. На этом фоне может возникнуть противостояние между этими региональными сообществами (а так же региональными и местными властями) и федеральным правительством в получении доходов от этих проектов. Весь смысл кампании «Публикуйте сведения о том, за что платите» - в том, чтобы при распределении доходов от ресурсодобывающих проектов были учтены в первую очередь интересы в местных сообществ, что часто не нравится представителям федеральной власти.
 
 
 



[1] Согласно электронной энциклопедии (Wikipedia): «Проклятие ресурсами», («Голла́ндская боле́знь», эффект Гронингена), связано с парадоксом, возникающим в странах с богатыми природными ресурсами, где экономический рост оказывается значительно ниже, чем в странах, не обладающих такими запасами. Это происходит по разным причинам, включая снижение конкурентоспособности различных секторов экономики, непостоянство доходов, поступающих от природных ресурсов, слабый контроль правительства или коррупцию политической сферы общества, спровоцированную потоками неожиданно высоких денежных поступлений из ресурсодобывающего сектора. Приток капитала в страну увеличивает потребительский спрос, однако испытывающая давление голландской болезни промышленность не успевает за ростом доходов, что усиливает инфляцию.
В долгосрочной перспективе «голландская болезнь» приводит к перемещению ресурсов из обрабатывающего сектора в добывающий, который создает меньшую величину добавленной стоимости. Кроме того, длительная зависимость экономики от экспорта природных ресурсов ослабляет стимулы для развития обрабатывающих отраслей и создания новых технологий. При том, что именно технический прогресс, а не накопление факторов производства, является источником долгосрочного роста.
Этот эффект получил свое название после открытия Голландией месторождений природного газа в 1959 г. Рост экспорта газа привел к увеличению инфляции и безработицы, падению экспорта продукции обрабатывающей промышленности и темпов роста доходов в 70-х гг. Рост цен на нефть в середине 70-х и начале 80-х гг. вызвал подобный эффект в Саудовской Аравии, Нигерии, Мексике.
[2] EXTRACTIVE INDUSTRIES TRANSARENCY INITIATIVE. ИНИЦИАТИВА ПО РАЗВИТИЮ ПРОЗРАЧНОСТИ В ДОБЫВАЮЩИХ ОТРАСЛЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (EITI). www.eitransparency.org
[3] Дословно – «Публикуй, что платишь»
 
[4] Страны, присоединившиеся к Инициативе: Великобритания, США, Германия, Франция, Бельгия, Япония, Норвегия, Индонезия, Нидерланды, Нигерия, Азербайджан и Кыргызстан.
 
 

Добавить комментарий



Обновить

След. >
Случайное фото
21_20070107_1474301983.jpg

Кто на сайте
Экспорт новостей
Наверх

Сайт поддерживается группой российских и международных неправительственных организаций Карта - 1 и 2