Доклад "Антропогенное воздействие на окружающую среду в горнодобывающей отрасли" на совещании "Об экологии и охране окружающей среды в горнодобывающей отрасли Магаданской области".
В рамках проводимой административной реформы в 2004г. произошло разделение природоохранных функций между МПР России и вновь созданной на базе Госгортехнадзора – Ростехнадзором.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30. 07. 2004г. № 401 к функциям Ростехнадзора на территориальном уровне в области охраны окружающей среды относятся:
- государственный надзор и контроль в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами, ведет государственный учет объектов влияющих на атмосферный воздух, ведет государственный кадастр и учет объектов размещения отходов;
- проведение государственной экологической экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, ликвидацию и консервацию объектов; материалов, обосновывающих безопасность лицензируемой деятельности, иных объектов, могущих оказать техногенное воздействие на окружающую среду;
- установление лимитов на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов с выдачей соответствующих разрешений;
- выдача разрешительной документации на ввоз/вывоз озоноразрушающих веществ, трансграничное перемещение отходов и ядовитых веществ;
- Управление является администраторами платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Поэтому антропогенное воздействие горнодобывающей отрасли я буду рассматривать в контексте перечисленных функций.
В Управлении два экологических отдела: отдел госконтроля и отдел госэкоэкспертизы и нормирования.
В отделе государственного экологического контроля работают 9 человек вместе с райинспекторами. Отдел кроме надзорных функций в области экологии выполняет функции администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Эти функции, включают в себя регистрацию и постановку на учет действующих предприятий. В этой связи Управление направило письма и бланки с анкетами в адрес предприятий еще в августе текущего года, однако, на сегодня только 13% недропользователей представили требуемый комплект документов для постановки на учет в качестве плательщиков, это является нарушением действующего законодательства (Законов «О федеральном бюджете на 2005год.» и «О бюджетной классификации Российской Федерации»).
Размер платы, поступившей в бюджеты всех уровней в 2005г. от недропользователей по состоянию на 1 ноября составляет 13 млн. 340 тыс. руб., в т.ч. от ОАО «Омолонская золоторудная компания» 9 млн. 300 тыс. руб., от ЗАО «Серебро территории» 1, 5млн. руб., от СП ЗАО «Омсукчанская ГГК» - 741 тыс. руб., от ООО «Агат» 445 тыс. руб., от ООО «Нявленга» - 413 тыс. руб., от ЗАО «Нелькобазолото» - 101 тыс. руб. Доля остальных недропользователей, внесших плату за негативное воздействие на окружающую среду составляет только 6%.
Согласование расчетов 20% отчислений от оплаты за негативное воздействие на окружающую среду в федеральный бюджет также является обязанностью для всех действующих предприятий. В 2005 году только 123 недропользователя представили для согласования расчеты 20% отчислений в федеральный бюджет, не согласовавшие недропользователи составляют 43%, что является показателем неудовлетворительной финансовой дисциплины.
Совершенствование экономического механизма в деле охраны окружающей среды признано важным направлением, т.к. это позволяет аккумулировать деньги в бюджетах разных уровней исполнительной власти и направлять эти средства на реализацию экологических программ с целью оздоровления экологической обстановки.
Надзорные функции отдел государственного экологического контроля осуществляет в пределах компетенции органов Ростехнадзора. За 2005 год отделом госэкоконтроля проведено 52 проверки предприятий, в ходе проверок инспекторами отдела устанавливается:
- наличие положительных заключений госэкоэкспертизы и выполнение требований, изложенных в них;
- наличие у предприятий разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и размещение отходов;
- соблюдение предприятием установленных в разрешениях нормативов.
По результатам проверок составляются акты, даются предписания, налагаются штрафы.
На текущий момент применено к нарушителям 45 штрафных санкций на общую сумму 429 тысяч рублей. Из них:
- за искажение экологической информации в расчетах платежей – 5 штрафов на сумму 21 тыс. руб.;
- за отсутствие разрешений на выбросы в атмосферу и размещение отходов, а также за несоблюдение установленных нормативов – 32 штрафа на сумму 236 тыс. рублей;
- за работы, проводимые без положительного заключения госэкоэкспертизы и нарушения требований, изложенных в них - 8 штрафов на сумму 172 тыс. руб.
В отделе государственной экологической экспертизы работают 3 человека, отдел проводит государственную экологическую экспертизу объектов, а также осуществляет нормирование с выдачей разрешений на выбросы в атмосферу и размещение отходов.
Задачей госэкоэкспертизы является осуществление превентивных мер в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при хозяйственной деятельности.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об экологической экспертизе» основными принципами госэкоэкспертизы являются:
- презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности;
- обязательность проведения госэкоэкспертизы до принятия решения о реализации объекта;
- обязательность учета требований экологической безопасности;
- независимость экспертов, их высокий профессиональный уровень;
- гласность и участие общественных организаций в проведении экологической экспертизы
Соблюдение принципа независимости государственной экологической экспертизы достигается привлечением внештатных экспертов.
Принцип гласности осуществляется путем извещения граждан через СМИ, а общественных организаций через почтовые уведомления об объекте экспертизы, поступившем на рассмотрение.
Главной и наиболее важной проблемой для нас остается соблюдение принципа своевременности проведения госэкоэкспертизы, т.к. зачастую материалы подаются на госэкоэкспертизу уже в период строительства объекта, тогда проведение госэкоэкспертизы превращается во многом в формальность.
В процессе проведения госэкоэкспертизы экспертная комиссия рассматривает экологические вопросы в тесной связи с вопросами технологий, экономики, права и общественных отношений, проверяется правильность расчета всех природоохранных затрат, включая платежи за загрязнение.
По закону, лишь после проведения экологической экспертизы может быть в полной мере определена экономическая целесообразность намечаемой деятельности и принято решение о реализации объекта экспертизы.
При этом следует учитывать, что, согласно нормативным документам, положительный экономический эффект для государства должен заметно превышать экологический ущерб, нанесенный окружающей среде этой деятельностью.
Недропользователи в общем объеме проведенных экспертиз составляют 17%. Причина столь низкой доли недропользователей заключается, в том числе, из-за отсутствия до настоящего времени документа разграничивающего полномочия в области проведения госэкоэкспертизы между Ростехнадзором и Росприроднадзором.
Что касается общественной экологической экспертизы, предусмотренной законом «Об экологической экспертизе», то в нашей области она не проводилась ни разу. В то время как результаты общественной экологической экспертизы могли бы оказаться полезными не только при проведении государственной экологической экспертизы, но и при осуществлении общественного экологического контроля.
Работа Управления с общественностью не ограничивается участием ее в госэкоэкспертизе, нами проводится просветительная и разъяснительная работа с общественностью как в рамках выступления в СМИ, так и в лекционной форме:
- на курсах обучения работников различных отраслей правилам обращении с опасными отходами;
- на курсах ГО и ЧС для учителей школ по ОБЖ (обеспечение безопасности жизни);
- на курсах повышения квалификации государственных и муниципальных служащих на базе Дальневосточной академии государственной службы;
- на студенческих конференциях, посвященных экологии;
- в детском экологическом центре;
Однако, этого явно недостаточно, т.к. в целом уровень экологической культуры среди населения и работающих, в том числе на горнодобывающих предприятиях, низкий. Здесь гораздо большую роль могли бы играть общественные организации.
Влияние производственной деятельности недропользователей на атмосферный воздух.
На учете в Управлении стоят 218 предприятий - недропользователей, имеющих источники выбросов в атмосферный воздух.
За текущий период отделом государственной экологической экспертизы выдано 54 разрешения на выброс загрязняющих веществ, доля недропользователей составляет 31% (17 разрешений). Лимиты на размещение отходов получили 24 предприятия-недропользователя, т.е. 57%.
По форме 2-ТП (воздух) за 2004год отчиталось 54 предприятия – недропользователя, что составляет 42% от всех недропользователей. Общий объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от недропользователей в 2004 году составил 9 тыс. тонн, то есть по 50 кг вредных веществ на каждого жителя Магаданской области.
В целях снижения вредного воздействия на атмосферный воздух и его влияния на здоровье человека необходимо:
- соблюдение технических режимов горения и дожига топлива в котельных и ДЭС, соответствие высоты трубы нормативным требованиям, оснащение их очистными установками;
- обеспыливание населенных мест и дорог;
- применение адекватного топлива для автотранспорта, слежение за техническим состоянием двигателя.
Отходы производства и потребления и влияние их на окружающую среду.
Масштабы образования отходов в Магаданской области характеризуются величиной порядка 2,5 млн. т. в год (без вскрышных пород).
В результате низкого уровня вовлечения отходов в хозяйственный оборот происходит постоянное накопление неиспользуемых отходов.
По данным статотчетности на начало 2005 года в области накоплено свыше 23 млн. тонн отходов различных классов опасности, таким образом, на каждого жителя области приходится по 170 тонн отходов.
Многие объекты захоронения отходов не соответствуют действующим экологическим и санитарным нормам, из-за чего происходит их вредное воздействие на окружающую среду. Многократно возросли масштабы неконтролируемого размещения и накопления отходов в несанкционированных местах, в том числе в районах водоохранных и рекреационных зон. По мере расширения масштабов приватизации объектов размещения отходов (свалок), возрастает угроза потери государственного контроля над ростом стоимости услуг по обезвреживанию и захоронению отходов, что может привести к увеличению объемов несанкционированных свалок.
Производственная база обезвреживания и переработки отходов у нас в области ограничена, а по большинству видов отходов отсутствует. В числе наиболее распространенных проблемных видов отходов следует выделить отходы добычи и обогащения руд цветных металлов, осадки и шламы очистных сооружений, нефтешламы, отработанные нефтепродукты, золы и шлаки тепло- и электроэнергетики, изношенные шины, вышедшие из употребления аккумуляторы, многотоннажные ртутьсодержащие отходы горно-обогатительных предприятий.
Средний уровень использования отходов в хозяйственных целях составляет около 7%. В основном используются отработанные нефтепродукты, древесные отходы, лом черных и цветных металлов, пищевые отходы.
В целях снижения угрозы экологической опасности от отходов производства и потребления, необходимо:
· повышение общего технологического уровня развития производственной базы промышленности, снижающее объемы образования в ней отходов;
· развитие технологической, материальной базы и обеспечение экологически безопасного хранения, захоронения, переработки и обезвреживания отходов в т. ч. с учетом зарубежного опыта;
· введение экономических стимулов для предприятий, занимающихся переработкой отходов, и в первую очередь отходов 1-2 класса опасности (ртутьсодержащие отходы горно-обогатительных предприятий и отработанные аккумуляторы).
Таким образом, основная отрасль экономики Магаданской области – горнодобывающая – негативно влияет на состояние окружающей среды. Основная причина вредного антропогенного воздействия на окружающую среду - это результат правового нигилизма в целом, и игнорирование экологического законодательства, в частности. Например, смешанные отходы предприятия сбрасывают в отработанные котлованы, что создает угрозу загрязнения как подземных, так и поверхностных вод и законодательно запрещено; сжигают бытовые отходы в т. ч. пластиковую тару, что также запрещено. Повсеместно отсутствуют очистные установки, контроль за техническим состоянием двигателей ведется неудовлетворительно, все это приводит к сверхнормативному загрязнению воздушной среды. Одними надзорными и запретительными мерами здесь явно не обойтись.
Горнодобывающая промышленность во всем мире считается самой природоразрушающей отраслью, и без долгосрочных областных планов и программ по санации загрязненных территорий, восстановлению экосистем, утилизации отходов и т. п. положительных сдвигов не будет.
Мы надеемся, что совместными усилиями контрольных органов, областной и местной власти, а также с помощью общественности удастся снизить вредное антропогенное воздействие горнодобывающей промышленности на окружающую среду, а также повысить качество жизни населения, в том числе за счет улучшения среды обитания.
Докладчик Клименко Татьяна Георгиевна – начальник отдела государственной экологической экспертизы Управления.
|